анализ Федерального закона о федеральном бюджете
Проведите анализ Федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и определите:
• особенности доходной и расходной части бюджета;
• сбалансированность бюджета (удельный вес дефицита или профицита);
• основные направления расходов;
• отношения с бюджетами субъектов Российской Федерации;
• организацию бюджетных фондов.
Сравните свои выводы с показателями бюджета прошлого года.
• особенности доходной и расходной части бюджета;
• сбалансированность бюджета (удельный вес дефицита или профицита);
• основные направления расходов;
• отношения с бюджетами субъектов Российской Федерации;
• организацию бюджетных фондов.
Сравните свои выводы с показателями бюджета прошлого года.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
Комментарии
Показателем того, что финансирование расходов федерального бюджета осуществляется за счет нефти и газа, является динамика роста ненефтегазового дефицита. Если до кризиса он составлял 3,3 - 3,5%, то к началу кризисного года - уже 6,5%, а в 2012 г. - 10,7% к ВВП.
Поэтому задача бюджетного правила, принятого при формировании федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., заключается в том, чтобы снижать эту зависимость. По данным Минфина России, в 2013 г. ненефтегазовый дефицит может быть снижен до 9,7% к ВВП, в 2014 г. - до 8,7%. Постепенно снижение ненефтегазового дефицита будет осуществляться вплоть до 2020 г. до 7,5% ВВП.
Снижение бюджетных расходов в 2013 г. объясняется ограничением объема ненефтегазового дефицита и снижением нефтегазовой зависимости. Обусловлено это увеличением в последние годы объема расходных обязательств всех уровней публичной власти.
По данным Минфина России, по сравнению с 2008 г. (начало 2008 г. было одним из самых успешных лет) расходные обязательства РФ выросли в 2012 г. на 26% в реальном выражении, а доходы населения резко снизились с 2008 г. (очевидно, что кризис, естественно, повлиял на объем сбора доходов).
Только в 2012 г., по данным Минфина России, по объему доходов в реальном выражении возможно достижение более высокого уровня по сравнению с предкризисным годом (2008 г.), и в 2014 - 2015 гг. это превышение будет постепенно нарастать. В частности, прогноз поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в течение 3 лет в федеральный бюджет показывает, что эти поступления должны увеличиться на 1 трлн руб., в том числе в 2013 г. они должны увеличиться на 300 млрд руб.
Несмотря на сокращение и приведение расходов федерального бюджета в соответствие с возможностями экономики, необходимо осуществлять структурные реформы по повышению эффективности бюджетных услуг, реформы здравоохранения, образования, пенсионную реформу, а также увеличивать институты развития, чтобы наряду с социальными задачами решались задачи по привлечению инвестиций, по росту экономики.
С учетом передачи из федерального бюджета части доходов в местные бюджеты и в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также во внебюджетные фонды пропорции доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ выравниваются: у РФ - 43%, у консолидированного бюджета субъектов РФ - 41% доходных источников. Приблизительно такое же соотношение существует и в стоимости расходных обязательств различных уровней публичной власти, которое заложено в соответствующих бюджетах: в федеральном бюджете и в консолидированных бюджетах субъектов РФ.
Осуществление этих планов во многом зависит от построения самой налоговой системы РФ. Наиболее крупные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций), которые являются федеральными, в основном поступают в федеральный бюджет, они составляют 80% доходов федерального бюджета.
Объем поступлений от региональных и местных налогов (транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц), которые полностью закреплены за субъектами РФ или муниципальными образованиями, значительно меньше и практически не зависит от экономического развития территорий.
Важнейшее значение для местного самоуправления имеет поступление доходов от применения патентной системы налогообложения в полном объеме в местные бюджеты. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 94-ФЗ) с 01.01.2013 100% доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Кроме того, в пользу местных бюджетов предусмотрено увеличение поступлений от единого сельскохозяйственного налога: с 35 до 50% - в бюджеты поселений и муниципальных районов, с 70 до 100% - в бюджеты городских округов. В настоящее время единый сельскохозяйственный налог зачисляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по нормативам соответственно 30 и 70%. Однако внесение указанных изменений увеличит доходную базу местных бюджетов лишь на 800 млн руб.
Таким образом, Закон N 94-ФЗ позволит с 01.01.2013 незначительно расширить доходную базу местных бюджетов, которая составила в 2011 г. 2961,1 млрд руб. (по данным Минфина России). Этих мер явно недостаточно для существенного улучшения финансового положения муниципалитетов.
Только 30 субъектов РФ на своей территории собирают доходы, объем которых соизмерим с объемом расходов, производимых бюджетами этих территорий. Во всех остальных субъектах РФ объемы налогов, собираемых на их территории, меньше объема осуществляемых расходов.
Еще сложнее ситуация с местными бюджетами, которые в 2011 г. на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций. При этом доля поступлений от местных налогов - земельного и налога на имущество физических лиц - в структуре доходов местных бюджетов не превышает 4%.
В ситуации финансовой неопределенности в связи с перераспределением ряда расходных обязательств и отсутствием в достаточной мере дополнительных доходных источников возрастает роль межбюджетного регулирования. В частности, это относится к обязательствам по дошкольному образованию. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, который предполагает передачу расходов на оплату труда воспитателей осуществлять за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в муниципальные бюджеты. Но в связи с этим никаких изменений в Бюджетный кодекс РФ в части перераспределения доходных источников не вносится. Это создает проблемы при формировании региональных бюджетов и создании нормативной базы по межбюджетным отношениям. Минфин России считает, что данную проблему можно отрегулировать межбюджетными трансфертами из бюджетов субъектов РФ в муниципальные бюджеты