анализ Федерального закона о федеральном бюджете

отредактировано марта 2013 Раздел: Гражданское право
Проведите анализ Федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и определите:
• особенности доходной и расходной части бюджета;
• сбалансированность бюджета (удельный вес дефицита или профицита);
• основные направления расходов;
• отношения с бюджетами субъектов Российской Федерации;
• организацию бюджетных фондов.
Сравните свои выводы с показателями бюджета прошлого года.

Комментарии

  • отредактировано ноября -1
    Вторая задача перенесена в новую тему. Администратор.
  • отредактировано ноября -1
    Общая характеристика федерального бюджета. Темпы роста экономики, по данным Минфина России, заложенные на предстоящие 3 года в федеральном бюджете (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ)) на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., невысокие - 3,7% в 2013 г., 4,3% - в 2014 г. и 4,5% - в 2015 г. (в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП), темп роста к предыдущему году). Сказываются еще последствия кризиса, который произошел в 2008 - 2010 гг. Необходимо постепенно выходить из этой ситуации, создавая условия для предотвращения оттока капитала и вложения его в развитие отечественной экономики. Это возможно лишь при проведении прозрачной, устойчивой макроэкономической бюджетной политики, что и является одной из основных задач федерального бюджета.
  • отредактировано ноября -1
    Решение этой задачи будет осуществляться при сохранении зависимости доходов федерального бюджета от нефти и газа, которая в последние годы увеличилась. Так, по данным Минфина России, в 2012 г. нефтегазовые доходы в процентах к общему объему доходов составляют 50,5%. Поэтому снижение нефтегазовой зависимости является также одной из основных задач, поставленных в федеральном бюджете. В 2015 г. эта зависимость должна снизиться уже до 44,4% с соответствующим сокращением этой динамики в дальнейшем.
    Показателем того, что финансирование расходов федерального бюджета осуществляется за счет нефти и газа, является динамика роста ненефтегазового дефицита. Если до кризиса он составлял 3,3 - 3,5%, то к началу кризисного года - уже 6,5%, а в 2012 г. - 10,7% к ВВП.
    Поэтому задача бюджетного правила, принятого при формировании федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., заключается в том, чтобы снижать эту зависимость. По данным Минфина России, в 2013 г. ненефтегазовый дефицит может быть снижен до 9,7% к ВВП, в 2014 г. - до 8,7%. Постепенно снижение ненефтегазового дефицита будет осуществляться вплоть до 2020 г. до 7,5% ВВП.
  • отредактировано ноября -1
    Важнейшее значение имеет изменение параметров этого жесткого федерального бюджета. По данным Минфина России, в 2013 г. объем расходов увеличится на 569 млрд руб., в 2014 г. - на 819 млрд руб., а в 2015 г. - на 1400 млрд руб. Однако в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2013 г. идет некоторое сокращение расходов, а в 2014 и 2015 гг. в реальном выражении планируется рост расходов.
    Снижение бюджетных расходов в 2013 г. объясняется ограничением объема ненефтегазового дефицита и снижением нефтегазовой зависимости. Обусловлено это увеличением в последние годы объема расходных обязательств всех уровней публичной власти.
    По данным Минфина России, по сравнению с 2008 г. (начало 2008 г. было одним из самых успешных лет) расходные обязательства РФ выросли в 2012 г. на 26% в реальном выражении, а доходы населения резко снизились с 2008 г. (очевидно, что кризис, естественно, повлиял на объем сбора доходов).
    Только в 2012 г., по данным Минфина России, по объему доходов в реальном выражении возможно достижение более высокого уровня по сравнению с предкризисным годом (2008 г.), и в 2014 - 2015 гг. это превышение будет постепенно нарастать. В частности, прогноз поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в течение 3 лет в федеральный бюджет показывает, что эти поступления должны увеличиться на 1 трлн руб., в том числе в 2013 г. они должны увеличиться на 300 млрд руб.
    Несмотря на сокращение и приведение расходов федерального бюджета в соответствие с возможностями экономики, необходимо осуществлять структурные реформы по повышению эффективности бюджетных услуг, реформы здравоохранения, образования, пенсионную реформу, а также увеличивать институты развития, чтобы наряду с социальными задачами решались задачи по привлечению инвестиций, по росту экономики.
  • отредактировано ноября -1
    Возможность закрепления дополнительных налогов за региональными и местными бюджетами. В 2012 г. 53% налоговых доходов поступает в федеральный бюджет, 47% - в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
    С учетом передачи из федерального бюджета части доходов в местные бюджеты и в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также во внебюджетные фонды пропорции доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ выравниваются: у РФ - 43%, у консолидированного бюджета субъектов РФ - 41% доходных источников. Приблизительно такое же соотношение существует и в стоимости расходных обязательств различных уровней публичной власти, которое заложено в соответствующих бюджетах: в федеральном бюджете и в консолидированных бюджетах субъектов РФ.
    Осуществление этих планов во многом зависит от построения самой налоговой системы РФ. Наиболее крупные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций), которые являются федеральными, в основном поступают в федеральный бюджет, они составляют 80% доходов федерального бюджета.
    Объем поступлений от региональных и местных налогов (транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц), которые полностью закреплены за субъектами РФ или муниципальными образованиями, значительно меньше и практически не зависит от экономического развития территорий.
    Важнейшее значение для местного самоуправления имеет поступление доходов от применения патентной системы налогообложения в полном объеме в местные бюджеты. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 94-ФЗ) с 01.01.2013 100% доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
    Кроме того, в пользу местных бюджетов предусмотрено увеличение поступлений от единого сельскохозяйственного налога: с 35 до 50% - в бюджеты поселений и муниципальных районов, с 70 до 100% - в бюджеты городских округов. В настоящее время единый сельскохозяйственный налог зачисляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по нормативам соответственно 30 и 70%. Однако внесение указанных изменений увеличит доходную базу местных бюджетов лишь на 800 млн руб.
    Таким образом, Закон N 94-ФЗ позволит с 01.01.2013 незначительно расширить доходную базу местных бюджетов, которая составила в 2011 г. 2961,1 млрд руб. (по данным Минфина России). Этих мер явно недостаточно для существенного улучшения финансового положения муниципалитетов.
  • отредактировано ноября -1
    Межбюджетные трансферты. По данным Минфина России, в 2012 г. только 11 субъектов РФ не получают дотаций. В 2011 г. таких субъектов было 14. Налоговые доходы субъектов РФ по территории РФ распределены неравномерно. Только в 7 регионах налоговые доходы, поступающие с этих территорий в федеральный бюджет, больше чем в 1,5 раза превышают налоговые доходы, поступающие непосредственно в бюджеты субъектов РФ.
    Только 30 субъектов РФ на своей территории собирают доходы, объем которых соизмерим с объемом расходов, производимых бюджетами этих территорий. Во всех остальных субъектах РФ объемы налогов, собираемых на их территории, меньше объема осуществляемых расходов.
    Еще сложнее ситуация с местными бюджетами, которые в 2011 г. на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций. При этом доля поступлений от местных налогов - земельного и налога на имущество физических лиц - в структуре доходов местных бюджетов не превышает 4%.
    В ситуации финансовой неопределенности в связи с перераспределением ряда расходных обязательств и отсутствием в достаточной мере дополнительных доходных источников возрастает роль межбюджетного регулирования. В частности, это относится к обязательствам по дошкольному образованию. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, который предполагает передачу расходов на оплату труда воспитателей осуществлять за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в муниципальные бюджеты. Но в связи с этим никаких изменений в Бюджетный кодекс РФ в части перераспределения доходных источников не вносится. Это создает проблемы при формировании региональных бюджетов и создании нормативной базы по межбюджетным отношениям. Минфин России считает, что данную проблему можно отрегулировать межбюджетными трансфертами из бюджетов субъектов РФ в муниципальные бюджеты
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.